Ж/Д в миниатюре

Сборка подмакетника, альтернатива журналу Железная Дорога в миниатюре.



РРД2015-04-06 00:05:04

То, о чем пойдет здесь речь, относится не столько к серии журнала Железная дорога в миниатюре, cколько к стендовому моделизму вообще. Про журнал можно сказать сейчас только одно - на рубеже тридцатого выпуска покупка журнала с целью моделирования стала совсем неинтересна. Цена испортила абсолютно всё стороны этой, в общем не плохой, идеи. С нашей точки зрения журнал интересен сейчас только тем, кто действительно покупает сам журнал, интересуется историей, ценит большие постеры с видами паровозов, и помимо этого получает бонусы в виде частей макета железной дороги масштаба 1:87 или H0.

В этой статье мы расскажем о том, как в домашних условиях сделать подмакетник для макета Железной дороги в масштабе N или 1:160, в масштабе TT или 1:120 и в масштабе H0 или 1:87. 

Основной проблемой для моделиста макетчика является выделение места для этого творческого процесса.  Мы не рассматриваем случаи, когда у Вас в собственности замок площадью в 2000 квадратных метров - скорее всего Вам не совсем понятно "как это нет места", или "дорого купить набор травяного покрытия за 300р".  Мы остановимся на реалиях обычной городской квартиры, в которой нет возможности выделить комнату под будущий макет Железной дороги, где мама и папа ходят на работу, где дети, как дети - шумят, шалят, играют, что-то разбивают, где есть бабушка и воскресные пирожки...

В стесненных или обычных нормальных условиях создание Макета кажется довольно безумной идеей - он же займет половину комнаты! Однако существует довольно простое решение. Обычно макет представляет собой стол (столешницу), который стоит на ножках в комнате. В целях экономии места - у стены. Вот нас будет интересовать ТОЛЬКО эта самая стена. Мы предлагаем не делать из макета стол, а сделать его откидывающимся от стены. Причем в сложенном (убранном) состоянии его вообще можно сделать незаметным, оклеив теми же обоями, что и всю комнату.  Как делать?   Очень просто - делаем прямоугольный ящик (о размерах поговорим чуть ниже), размещаем его на стене так, чтобы нижний край примкнутого к стене ящика был на уровне в диапазоне "уровень стола" и "уровень пояса" - как кажется уютнее или правильнее, и крепим к стене посредством двух - трех петель. Сверху такой ящик в "сложенном" состоянии фиксируется крючками, в разложенном состоянии возможны 2 варианта - откидывающиеся ножки (не рекомендуем) или Растяжки - два тросика одинаковой длины, удерживающие Ваш макет в горизонтальном положении. Сверху тросики крепим к стене как раз в том месте, где крепятся крючки.  Рекомендуем именно этот вариант - простота изготовления, возможность регулировать угол откидывания (очень помогает при изготовлении электропроводки макета), необычность конструкции, которое так же не останется без внимания будущих зрителей. Из затрат площадей квартиры - собственно сама стена, на которой висит макет. При этом вообще-то на макет можно повесить и картины, даже с подсветкой. Только вот картины нужно не вешать на веревочку, как обычно, а крепить раму жестко к нижней поверхности макета.

С конструкцией разобрались. А какой по величине сделать подмакетник? Для ответа на этот вопрос придется разобраться в существующих масштабах железнодорожных моделей.

Масштаб 1:87 не рекомендуем совсем. При хорошей детализации вагонов, локомотивов, строений присутствует серьезный недостаток - размер. Двухэтажный дом с треугольной крышей в реальности имеет высоту порядка 8 - 9 метров, что на макете будет 10-11 см, дом "с выдумкой" на макете имеет высоту 16-18см. Добавим толщину двойного дна (для электрики и автоматики) порядка двух - трех сантиметров. Получаем, что минимальная высота макета получается 23 - 25 см.  Это серьезный "выступ", причем макет получится одноуровневый, т.е. на макете не будет разных уровней путей для движения поездов. Можно сделать как бы полуторный уровень, но полноценного макета с горами, тоннелями и мостами не получить. Минимальный размер подмакетника для масштаба 1:87 получаем 170см длины, 100см ширины и 25см высоты. Длина и ширина определены размерами круга (точнее овала) рельсового полотна, высота - высотой строений. В случае изготовления такого подмакетника для макета из журнала Железная дорога в миниатюре, естественно размеры нужно взять такие, какие указаны в журнале. Самый простой и быстрый способ - к подмакетнику из журнала добавить необходимые боковые стенки.

Следующий масштаб 1:120. Этот размер последнее время не в фаворе, хотя в своё время в СССР был очень популярен. Размер позволяет построить детализированный макет с неровным рельефом местности. Высота макета вполне уложится в 16-17 см. Если исходить из длины и ширины 170см и 100см, то в таком подмакетнике можно собрать уже разветвленную сеть железной дороги, одно, полуторного и двухуровневого вариантов. При этом минимальный размер макета может быть 130см длины, 75см ширины и 16см высоты. Но все же лучше делать макет большего размера.

Минимальный рассматриваемый нами масштаб - масштаб 1:160. Этот масштаб сейчас популярнее, чем 1:120. Макет высотой в 15 см будет иметь полноценный двухуровневый вариант, а одноуровневый вариант можно сделать высотой всего 10 см ! При размере 170 см длины и 100 см ширины разветвленность путей будет достаточной для создания сложного железнодорожного узла. Минимальный размер макета: 100см длины, 55см ширины и 10см высоты.

Существует еще более мелкий масштаб - Z - 1:240. Ширина колеи всего 6 мм. Однако это крайне дорогое удовольствие. Останавливаться на описании этого масштаба мы не будем. При желании Вы сможете найти всё об этом масштабе сами. Модели в этом масштабе поражают уже самим своим существованием. На них стоит посмотреть хотя бы раз для ознакомления. Минимальный макет помещается в "дипломат".

Советуем остановить свой выбор на макете в масштабе 1:120 или 1:160. Причем в последнем случае недостаточная детализация подвижного состава лихо компенсируется возможностью создания сложного ландшафта, красотой миниатюрных фонарей, светофоров, домиков. Заметим, что в этих масштабах в продаже всяких дополнений на много меньше, чем в масштабе 1:87, но это даже к лучшему - это оставляет больше места для полета мысли и самостоятельного изготовления многих деталей макета.

Окончательный размер макета зависит только от ваших возможностей. Чем больше макет - тем больше у Вас возможностей для творчества, тем дороже Вам обойдется Ваше творчество! Средняя цена такого удовольствия порядка 15.000 рублей за квадратный метр. Но позже мы расскажем, как уменьшить эту цифру.

Размер выбран - пора приступить к изготовлению самого подмакетника. Как сделать подвесной подмакетник подробно описывать не станем, остановимся на принципах:

1. Для боковых стенок желательно использовать цельную доску у которой ширина равна высоте подмакетника. Толщина доски должна быть 15-20мм. Более тонкая доска не выдержит веса конструкции. Если такой широкой доски нет (при ширине 25см могут возникнуть трудности) можно стянуть 2 доски шпильками, утопив гайки в тело доски. При этом перед стяжкой доски смазываем эпоксидным клеем. Стягивающие шпильки ставим примерно каждые 50см.

2. Стенки между собой стягиваем стальными уголками с внутренней стороны.

3. Основную горизонтальную поверхность макета (дно) делаем из 4-х---5-ти миллиметровой фанеры. По периметру её крепим на рейки, закрепленные на боковые стенки подмакетника шурупами. Углубление этой поверхности относительно низа подмакетника 20-25 мм - это "технический этаж", куда спрячем всю электропроводку и большую часть автоматики макета.

4. В "Техническом этаже" необходимо сделать несколько ребер жесткости. Не менее двух. Если ребер делаем два - то они идут в местах размещения петель крепления макета к стене. Если ребер больше, то они обязательно есть в местах размещения петель, другие расположены равномерно по длине подмакетника.

5. В ребрах жесткости просверливаем несколько отверстий диаметром 6-8 мм для  проводки макета. Количество отверстий определяется сложностью электротехнических работ. Однако чем меньше отверстий, тем лучше.

6. По всей длине макета, сквозь ребра жесткости, пропускаем от трех до шести медных шин, представляющих собой медный оголенный одножильный провод диаметром примерно 2мм. Шины необходимы для привязки в любом месте макета к силовой электрике. В зависимости от сложности макета шин может быть от трех, до много. Обычно необходимо: питание на рельсы (питание локомотива), питание автоматики (часто 16в переменного и 5в постоянного тока), питание вспомогательных устройств (6в, 9в, 12в - зависит от выбранных устройств), общая шина.

7. Крышку макета (или его внешнюю стенку при закрытом состоянии) желательно сделать из легкого материала. Можно использовать тонкую фанеру, можно современные пластики - не важно, главное: крышка должна легко сниматься (можно частями), вписываться в интерьер комнаты, быть диэлектриком и не выгибаться под собственным весом вниз в рабочем положении макета.

8. Трансформаторы НЕ МОНТИРУЕМ на макете. Собираем отдельный блок питания макета. С помощью разъемов типа ШР или других подобных подключаем силовые шины к блоку питания. Систему управления можно сделать как на макете, так и вне макета. Существует и третий смешанный вариант - силовые органы управления, контроля, автоматики размещаем в блоке питания, а управление стрелками, скоростью, контроль тупиковых и вспомогательных железнодорожных веток - на макете.  (Речь об аналоговом управлении, с которого и советуем начинать)  Хочется добавить одно - технически красивый, правильный пульт управления, функциональный, с понятным интерфейсом сам по себе вызывает восхищение. Продумайте, что и как будет управляться, как будет отображаться информация. Это важный момент в макетировании.

Собранный таким образом макет запросто превращается в макет-стол при необходимости. Для этого достаточно купить в магазине типа Икея или подобном отдельные ножки регулируемой высоты. Привернув по углам (при большой длине еще и в середине) получаем горизонтальный стационарный макет. Так как стенки макета сделаны с учетом высоты зданий и ландшафта, то его просто закрыть органическим стеклом, что необходимо, если вы решили представить своё творение на выставке!